Как научить ребенка думать самостоятельно?
Опубликовано: 2018-10-09
Каждый ребенок от природы исследователь. Но, к сожалению, зачастую взрослые эту способность не развивают, а гасят… Современная система дошкольного и школьного образования несовершенна. Она рассматривает ребенка не как творческую личность со своей точкой зрения, а как контейнер, в который нужно положить определенное количество знаний.
Механизм и винтики
В традиционной школе учитель-авторитет выдает детям готовую информацию, которую те должны не осмыслить, проверить, подвергнуть сомнению, а всего лишь доверчиво зазубрить. Иными словами, принять на веру. В этом плане отечественная педагогика отстала от реальности на много десятилетий. Ведь если раньше системе нужен был всего лишь винтик, который будет жить, как ему скажут, то сейчас государство нуждается в творческих, не шаблонно мыслящих, выходящих за рамки стандартов специалистов-новаторов в самых разных областях.
Конечно, изменить систему образования нам не под силу, но каждый родитель в рамках домашнего развития может научить своего ребенка думать, причем с пеленок. Для этого не нужен особый багаж знаний или много времени.
Меняем подход
Сегодня популярны методики развивающего обучения, в которых главным является создание малышу условий для решения самых разных задач. Например, у ребенка закатился под диван мячик. В доме суета: мама старается достать его рукой, папа пытается отодвинуть мебель, бабушка бежит за шваброй. Все это учит малыша не думать, как решить задачку, а сидеть и ждать, когда за тебя все сделают другие. Как поступить правильно? Начать рассуждать вместе с малышом: «Попробуй достать сам. Не получается? А почему? Видишь, расстояние от пола до дивана маленькое, а мячик закатился. Значит, нужно использовать какое-то приспособление. Какое? Правильно, узкое и длинное – бабушкина швабра вполне подойдет. Ура, ты справился!»
Мамочки очень любят все делать за ребенка – одевать его, завязывать шнурки, помогать спускаться с лестницы, кричать: «Не тронь! Не лезь! Не ходи!» При этом редко объясняют, почему. А нужно самыми простыми, бытовыми примерами учить малыша думать, самому находить ответ, решать задачку, а если очевидного решения нет – придумать его.
Иногда стимулом к развитию могут стать неожиданные вопросы взрослого. Почему идет пар от кастрюли? Почему на небе появляются облака? Почему не бывает квадратных рыб? Что покатится быстрее – мячик или кубик? Если ребенок сам засыпает вас вопросами, не спешите отвечать сразу. Первой вашей реакцией должен быть вопрос: «А сам-то как думаешь?» Даже если малыш пожимает плечами, боится ошибиться, не умеет выразить свою мысль словами, просто порассуждайте вместе с ним. Самое простое – сделать все за ребенка, дать готовый ответ – быстрее отстанет. А вы попробуйте научить ребенка думать! Это сложно, но может быть самым ценным, что вы передадите своему чаду.
Занятия с мамой порой бывают более эффективными, чем с любым репетитором.
Игрушки и книжки
Не покупайте ребенку простых игрушек – говорящих кукол, паровозиков на батарейках, кнопочных поющих телефонов и т.д. С ними можно выполнять только одно простое повторяющееся действие – нажимать на кнопку. Приобретите простые, на первый взгляд, игрушки, с которыми можно производить много самых разных действий. Например, кубики, конструктор, деревянная железная дорога, микроскоп. Творчество, новые открытия, включение мелкой моторики не только подарят радость, но и разовьют интеллект.
Отличным тренажером для развития мозга являются книги. Не нужно с пеленок читать малышу статьи из энциклопедий – этим вы лишь отобьете у него тягу к знаниям. Принцип должен быть таким: ребенок задал вопрос, как работает сердце, – значит, пора взять в библиотеке детскую анатомию в картинках. Спросил, где находится Северный полюс? Вы открываете вместе с ним карту. Инициатива должна идти от ребенка, а не «сверху».
Читать с малышами можно и нужно! Чем раньше, тем лучше. Это должны быть книжки по возрасту с красивыми иллюстрациями. Обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы. «Зайку бросила хозяйка… Как думаешь, почему она так поступила? Что чувствовал зайка? А как бы ты сделал, если бы был хозяином зайки?» Одно маленькое четверостишие может увести малыша в огромный мир знаний, сформировать эмоциональный интеллект – умение ставить себя на место другого, понимать чужие эмоции.
Психологи утверждают, что способность сопереживать – показатель зрелой личности. Кроме того, эти навыки полезны и для того, чтобы научиться разбираться со своими чувствами, анализировать и понимать их. Это умение пригодится малышу в будущем.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: