Ребенок-аутист: как ему помочь?
Опубликовано: 2019-05-15
Содержание
- Что такое аутизм?
- Виды аутизма у детей
- Классификации детского аутизма
- Первая группа
- Вторая группа
- Третья группа
- Четвертая группа
- Причины возникновения аутизма у ребенка
- Признаки аутизма у детей
- Занятия и интересы детей аутистов
- Речь ребенка аутиста
- Стереотипность аутизма у детей
- Диагностика аутизма у ребенка
- Как помочь ребенку с аутизмом?
- Аутизм у детей – Доктор Комаровский
Многие родители после беседы со специалистом испытывают шок, узнав, что у их ребенка диагностирован аутизм. Как помочь такому малышу приспособиться к окружающему миру?
Что такое аутизм?
Аутизм – это расстройство психики, которое характеризуется сильным дефицитом внешних взаимодействий с другими людьми и окружающим миром в целом, склонностью к однообразию и неизменности, крайней узостью интересов. Его зачатки могут быть обнаружены еще в младенчестве.
У мальчиков это расстройство встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.
Виды аутизма у детей
Специалистами выделено две группы этой патологии:
- Собственно аутизм – классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера, детский аутизм;
- Патологии аутистического спектра – синдром Аспергера, атипичный аутизм, синдром Ретта, дезинтеративное детское расстройство.
По возрастному критерию выделяют:
- Ранний детский аутизм (до 3-летнего возраста);
- Детский аутизм (с 3 до 10 лет);
- Подростковый аутизм (от 11 до 18 лет).
С возрастом меняется и клиническая картина заболевания.
Классификации детского аутизма
По классификации О.С. Никольской выделяют 4 группы детей с аутизмом. Она основана на тяжести проявления симптомов, основного синдрома и прогноза.
Первая группа
Дети из этой группы имеют наиболее ярко выраженные нарушения. Для них характерен полный отказ от речевого общения при сохранной физической способности к произношению слов, постоянная однообразная самостимуляция, полевое поведение, неспособность к самообслуживанию и удовлетворению своих базовых потребностей.
Наиболее сильно выраженная их черта – отрешенность от внешнего мира.
Вторая группа
Главная черта детей этой группы – непринятие каких-либо изменений в реальности.
Они стараются, чтобы в их мире все было однообразным и неизменным. Такие ребята проявляют сильную агрессию и негативизм, если что-то стало не так, как раньше. Аутисты второй группы пользуются речью, но она шаблонная и чаще всего основана на повторах за другими людьми слов или фраз.
Третья группа
У этих детей хорошо выражено замещение реальности. Их поведение более сложное, имеют узкий круг интересов, способны к короткому диалогу. Аутисты третьей группы обладают широкими познаниями в одной выбранной ими области, но их представления о реальной жизни крайне малы. От здоровых детей они отличаются полной неспособностью к компромиссам, рискам и нежеланием вносить в свою жизнь что-то новое.
Четвертая группа
Ребенок способен к произвольному поведению, но быстро устает от социальных контактов. Такие дети очень ранимы, робки, рассеяны. У них проблемы с выполнением правил, инструкций, концентрацией внимания.
Причины возникновения аутизма у ребенка
Болезнь возникает из-за нарушения структур головного мозга. Патология является врожденной, поэтому родителям не стоит винить себя в рождении ребенка с таким расстройством.
Причинами аутизма чаще всего выступают:
- Нарушение функционирования гиппокампа, лобных долей головного мозга, мозжечка, височных долей. Гиппокамп отвечает за долговременную память, ориентацию в пространстве, лобные доли за поведение, височные доли за обработку слуховой информации, мозжечок за координацию движений, речь, эмоции. У детей с аутизмом эти отделы мозга уменьшены. Височные доли и гиппокамп влияют на получение удовлетворения от социальных взаимодействий. Поэтому у детей – аутистов крайне слабо выражены эти психические функции.
- Наследственная предрасположенность. В семьях, где уже рождались дети с аутизмом или имеются родственники с умственной отсталостью, эпилепсией, обсессивно-компульсивными расстройствами, повышен риск рождения ребенка с аутизмом.
- Возраст родителей. Вероятность рождения малыша с аутизмом возрастает, если возраст матери старше 40 лет, а отцу больше 50.
- Ожирение матери. У женщин, страдающих от нарушения метаболизма, возрастает риск появления ребенка – аутиста.
- Перенесенная краснуха или другое вирусное заболевание во время вынашивания плода. Хромосомные патологии, нарушение их числа или структуры.
Признаки аутизма у детей
У детей аутистов есть 3 общих черты – стереотипные движения, ритуалы; дефицит социальных взаимодействий; нарушение коммуникации.
Эмоции и взаимодействие с миром
- У ребенка отсутствует потребность во взаимодействии с людьми;
- Он не проявляет реакцию на родителей, не улыбается в ответ, не просится на руки, не смотрит в глаза, не интересуется сверстниками;
- У них маловыразительная мимика, такие дети могут внезапно рассмеяться или заплакать из-за лишь им известного внутреннего стимула;
- Ребенок не понимает эмоций окружающих;
- Он не старается привлечь к себе окружающих, если ему нужна помощь.
Занятия и интересы детей аутистов
Малыш интересуется не игрушками, а их определенными деталями. Например, увидев куклу, он начинает изо дня в день расчесывать ей волосы или крутить одно, или несколько колес у машинки. В его играх нет социальных ролей, они носят только ему понятный смысл. Кроме того, ребенок с аутизмом склонен играть не игровыми вещами.
Аутисты зацикливаются на одном и том же занятии. Например, они могут изо дня в день в одно и то же время смотреть серию фильма, каждый день в назначенное время играть одной игрушкой, носить только определенную одежду, употреблять только конкретный вид пищи. Даже если ребенок использует несколько вариантов, он применяет их в строго определенной последовательности.
Речь ребенка аутиста
Дети с аутизмом говорят о себе только во втором или третьем лице. Присутствует склонность к повторам. Например, они не отвечают на вопрос, а лишь повторяют его формулировку. Они не реагируют на свое имя.
Если наступает возраст любознательности, то все вопросы однообразны и не несут практического смысла. Иногда такой период не наступает вообще. В тяжелых случаях речевая функция или не развивается, или носит только определенные слова для обозначения своих нужд.
Стереотипность аутизма у детей
Такие дети могут гулять только по определенному маршруту, есть определенную еду в одно и то же время, совершать однообразные бессмысленные движения. При попытке вмешаться в их неизменность они демонстрируют агрессию. У аутистов нередко бывают навязчивые страхи и идеи, склонность к аутоагрессии.
Диагностика аутизма у ребенка
При подозрении на аутизм нужно сначала обратиться к логопеду, сурдологу, офтальмологу. Они выяснят, есть ли нарушения в развитии слуха, речи и зрения. Если этих нарушений нет, нужно обратиться к психологу или психиатру. Для диагностики применяют УЗИ головного мозга, ЭЭГ, тестирование с помощью спецопросников.
Как помочь ребенку с аутизмом?
В первую очередь нужно принять, что для ребенка аутизм не болезнь, а состояние. Он другой, не такой как все. Он видит, слышит, воспринимает окружающий мир совершенно иначе, чем остальные люди. От мам и пап требуется создать благоприятную и предсказуемую среду в семье и дома. Так аутист будет меньше пугаться и станет более восприимчив к обучению и общению.
Родители и специалисты должны формировать необходимые для обучения навыки. Например, развить зачатки речи, научить устанавливать контакт, проводить имитацию социальных ролей. Обучать наблюдению, создавать эмоциональный контакт.
Очень важно научить маленького аутиста справляться с агрессией, зацикленностью, страхами. Нужно выявить и устранить факторы, усугубляющие у ребенка эти состояния. Также специалисты проводят АВА-терапию, лечение медикаментами, могут прописать безглютеновую диету.
Помочь аутисту можно путем создания благоприятной обстановки, обучения навыкам взаимодействия, самообслуживания, проведения регулярных занятий у психолога, психиатра, логопеда.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: